Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Гордишься ли ты что родился в Советском Союзе?
Всего ответов: 89

Календар свят

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Оксана Калетник: Общественная активность должна выйти на новый уровень
10:39
Оксана Калетник: Общественная активность должна выйти на новый уровень
- Как вы оцениваете влияние общественности на украинскую политику?

- Общество – это множество интересов людей, которые между собой сотрудничают либо соперничают. Кто-то проигрывает, кто-то побеждает. Имея свои интересы, общественность должна научиться, во-первых, правильно понимать и выражать их, во-вторых, отстаивать практически. К сожалению, сейчас можно говорить о "детской болезни” украинского общества. Оно, как ребенок, требует у государства "сделать ему хорошо”, но не принимает в этом участия. Необходима инициатива снизу, желание граждан изменить свою жизнь к лучшему.

Отсутствие живого исторического опыта и сложившаяся на протяжении последних десятилетий система взаимного игнорирования и непонимания между государственными органами и общественностью привела к клинчу, из которого нужно выходить. Только при этих условиях возможно существенное влияние гражданского общества на общественно-политические процессы.

Нынешнее руководство что-то пытается делать в этом направлении – например, создаются общественные советы при всех органах власти. Принято соответствующее законодательство. Но кто попадает в эти советы, чьи интересы они представляют? Частных лиц? Вопрос зависает в воздухе.

С точки развития Украины как целостного государства важно также, что общественная активность населения является источником ротации, обновления элит, находящихся у власти, которые и образуют собственно само государство как некую часть национального организма.

- Но как общественность сможет продвигать свои конструктивные замечания, если политики уже привыкли обходиться без нее?

- Для этого в Украине проводятся выборы – при всех вопросах к этому процессу это цивилизованный механизм конструктивного развития. В чем проявляется активность наших граждан? Они активно ходят голосовать. Иногда интересуются перечнем предвыборных обещаний. Но нужно приходить к кандидатам со своим пакетом проектов, предложений. Этим занимаются общественные организации в странах развитой демократии. И тот кандидат, который берет на себя ответственность за их реализацию, получает поддержку соответствующих групп населения. У нас, к сожалению, такой алгоритм еще только отрабатывается. Ситуация значительно осложнилась с переходом к пропорциональной избирательной системе. Думаю, возвращение мажоритарных выборов эту ситуацию несколько изменит. Не гарантированно, конечно. Многое будет зависеть от готовности мажоритарных депутатов сотрудничать с общинами, на которые они опираются. Общаясь с коллегами по нынешнему парламентскому созыву, я вижу, что такие люди есть. И настроение на такое изменение не зависит от принадлежности к политическим фракциям. Считаю, на этой основе возможно переструктурирование Верховной Рады в направлении развития диалога с общественностью.

- А в каком виде могло бы проявляться влияние общественности на политику?

- Совсем не реализованным является формат общественных советов при органах власти. Они создаются очень широко, но не всегда представляют общественность. Туда очень часто попадают самопровозглашенные "общественные деятели”, которые не имеют укорененности, связей с населением. Но в целом это очень хорошая форма.

Хорошим цивилизованным форматом является и плебисцит. Этот инструмент вообще у нас не используется либо просто имитируется. Но когда стоит вопрос определения альтернативы решения, плебисцит – это именно то, что надо. Не каждый человек может публично выразить свой интерес, но каждый его имеет. Поэтому заменять народное волеизъявление орущими в микрофоны площадными активистами невозможно.

Для контроля над выполнением решений и расходованием бюджетных средств во время реализации тех или иных проектов весьма уместно использовать практику создания общественных наблюдательных советов. Они получали бы всю необходимую информацию и информировали общественность. В конечном итоге это обеспечивало бы прозрачность деятельности власти.

- Мы говорим о влиянии общественности как о возможности, но почему это не становится практикой?

- В политике играет правило экономического веса. Поэтому, например, крупные корпорации, которые влияют на власть, достигают больших успехов. Принимая это во внимание, возможно, нашей общине нужно двигаться в направлении развития института коллективной собственности. Когда у нас появится общий экономический интерес, дело сдвинется с места. Я, например, являюсь активной сторонницей развития кооперативных объединений. Вместе можно решить многие вопросы. В том числе и противостоять таким крупным игрокам, как корпорации. В экономике, в политике.

- Но у нас есть большое количество объединений по экономическим интересам. Возьмем объединения предпринимателей. Они часто успешно противостоят давлению на малый бизнес.

- Но это – "малые победы в небольших столкновениях”. А на что-то большое они не посягают. Максимум – добиться того, чтобы их не "трогали три дня”. Но изменить курс в целом такой общественности не по силам. Тут действует правило больших чисел. Таким "большим числом” сегодня может стать территориальная община. В тесном взаимодействии со своими депутатами они могут многого добиться. Конечно, если не ошибутся в своем выборе. Чтобы не было так, что, будучи избранным, депутат исчезает "в теплых краях”. Ведь в наших условиях депутатство – это не только законотворческая работа. Это участие и содействие развитию округа во многих сферах. Это тесное взаимодействие с органами местного самоуправления. Это участие в разработке программ территориального развития. Это содействие процессам самоорганизации населения. Это, наконец, патронирование благотворительной деятельности.

- Какой ваш личный опыт участия в процессе решения проблем местных общин?

- Я лично как бывший руководитель фонда "Батьківська земля” имею опыт объединения жителей Винницкой области для решения тех проблем, которые их беспокоят. Жизнь показала, что не все решают деньги. Иногда можно помочь, предложив идею или путь к решению вопроса. Иногда нужно помочь найти единомышленников, установить контакты.

- Так вы развиваете сектор общественной активности на Подолье и без политики?

- Один из основателей современной американской политической системы, которая считается образцом демократии и свободы во всем мире, Алексис Токвиль сказал, что в демократические времена люди склонны заниматься каждый своим собственным делом, а, имея возможности свободного развития своего дела, никто не хочет заниматься политикой, и общие вопросы остаются без должного внимания. Поэтому возникает опасность, что власть могут захватить проходимцы. Чтобы этого не произошло, в обществе необходимо культивировать, развивать формы общественной активности населения. Считаю, время, когда никто не хотел заниматься политикой, закончилось тем, что политика стала заниматься всеми нами. Среди коллег – депутатов Верховной Рады я встречаю много единомышленников в этом отношении, особенно среди мажоритарщиков, живущих интересами своих общин, и вижу, что мы болеем одним и тем же. Уверена, мы сможем объединиться и продвинуть наше законодательство в направлении развития реального гражданского общества в Украине. За развитием общественной активности будущее страны, а с будущим не поспоришь.

Беседовал Сергей Кравченко
Просмотров: 590 | Добавил: kpu-lebedin | Теги: Сумський обком Компартії України, Володимир Даниленко, ЛКСМУ, Лебединська міська організація Комп | Рейтинг: 5.0/2