Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Хотите ли вы что-бы Украина была в составе Таможенного союза ?
Всего ответов: 17

Календар свят

Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Февраль » 11 » Таможенный союз: политические выгоды и экономические перспективы
12:24
Таможенный союз: политические выгоды и экономические перспективы
Встреча Петра Симоненко с представителями региональных СМИ в рамках пресс-клуба «На власний погляд»

Уважаемые журналисты!

Тема нашей сегодняшней встречи вопрос о выгодах и перспективах интеграции Украины в Таможенный союз.

Тема эта стала особо актуальной именно в последнее время в условиях обострения экономической ситуации, стагнации целых отраслей. С другой стороны развернулась явно пропагандистская кампания в пользу интеграции Украины в ЕС. Эта кампания, манипулируя информацией и передергивая факты, однобоко оценивая тот и другой вектор интеграции, стремится убедить украинцев в отсутствии альтернативы европейскому вектору.

Причины нарастания экономического кризиса в стране, ощутимое снижение ВВП, отсутствие инвестиций в экономику, кроются в том, что Украина не имеет осмысленного и прагматичного внешнеполитического курса.

Власть уверяет, что её аморфная политика, называемая многовекторностью, делает Украину независимой. Но, мы видим обратное – провал по всем направлениям. Уверен, что отсутствие четкого и мотивированного внешнеполитического выбора, неопределенность во внешней политике Украины на деле с каждым днем усугубляет и без того тяжелое экономическое положение страны. Реалии современного мира таковы, что эпоха автономных плаваний канула в лету – чтобы выжить, в современном мире нужна не декларативная независимость, а выбор оптимальной формы взаимозависимости. Украина сегодня оказалась перед необходимостью сделать реальный выбор между двумя векторами интеграции.

Украинская власть оттягивает принятие решения, но каждый день промедления оборачивается потерями для Украины. И в конечном итоге стране придется интегрироваться на куда худших условиях, нежели сегодня. Понимая, всю сложность ситуации и ответственность перед будущими поколениями украинцев, а также то, что выбор направления интеграции, геополитический выбор – решение судьбоносное для страны в целом. И этот выбор должна делать не самозваная «политическая элита», а весь украинский народ.

Поэтому КПУ будет инициировать проведение общенационального референдума по вопросу интеграции Украины. Компартия будет подталкивать власть к принятию экономически наиболее выгодного для страны и народа решения.

На самом деле, нынешняя власть, и это видно по ее действиям и поступкам, не хочет присоединяться ни к одной из групп стран, ни к европейской, ни к евроазиатской. Поэтому, мы и наблюдаем попытку власти балансировать между Брюсселем и Москвой так долго, насколько это будет возможно.

ПОЧЕМУ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ И ОЛИГАРХАМ НЕ ВЫГОДНО ВСТУПАТЬ НИ В ТАМОЖЕННЫЙ, НИ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ?

Ни для кого сегодня не секрет, что нынешняя власть представляет и защищает интересы олигархов. А именно они и не хотят никакой интеграции, они в этом не заинтересованы. Есть факторы, удерживающие олигархов и украинскую власть как от интеграции в Таможенный союз, так и в Евросоюз. Олигархи не хотят потерять свое монопольно-привилегированное положение в Украине. Им выгодно сегодняшнее состояние, когда нет серьезных конкурентов ни из Европы, ни из России. Прежде всего, речь идет о страхе потерять сначала активы олигархов, а затем и политическую власть.

Другой сдерживающий фактор — это жадность. Они не могут остановиться. Они опасаются того, что не смогут безнаказанно грабить страну: скупать за копейки государственную собственность, проводить тендеры без реальной конкуренции, получать сверхприбыли, не вкладывая ничего в модернизацию предприятий, использовать силовые структуры для нечестной конкуренции, платить копейки за труд украинцев не делясь деньгами с наемными работниками.

Таким образом, для олигархов и нынешней власти Украины любой вариант интеграции неприемлем. Поэтому во внешней политике они выбрали тактику поочередного заигрывания с Россией и с Европой, без каких либо практических шагов. Они и не присоединяются ни к одной из групп стран, ни к европейской, ни к евроазиатской, чтобы выиграть время на окончательное разграбление экономики Украины и ее граждан.

Действия власти выдают ее намерения. Если бы власть, как она заявляет, хотела идти в Европу то, хорошо известно какие, для этого надо предпринимать практические действия. Однако по оценкам европейцев (послов, депутатов, экспертов) Украина движется даже не сторону Европы или Таможенного союза, а опускается вниз. Именно так оценил политику украинской власти глава МИД Швеции Карл Бильдт, заявивший, что она испортила отношения как с Россией, так и с ЕС.

Компартия, выражая волю своих избирателей, мнение почти половины жителей, сегодня остается единственной политической силой, в Верховной Раде последовательно выступающей за интеграцию Украины в Таможенный союз. И я бы хотел подробно и детально остановиться на главных преимуществах вступления Украины в Таможенный союз, а также развенчать те мифы, которыми сегодня в изобилии пичкают украинцев.

Сторонники евроинтеграции, манипулируя и передергивая факты, сводят вопрос участия в Таможенном союзе и его выгоде для Украины только к вопросу цены на газ. Это не так. Эту манипуляцию, опровергает заявление посла РФ Михаила Зурабова о том, что Россия не делает жесткой привязки вопроса пересмотра газового контракта к участию Украины в Таможенном союзе. Поэтому рассматривать вопрос экономической выгоды вступления Украины в Таможенный союз надо полноценно и всесторонне.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Сегодня в СМИ много говорится о необходимости прагматизма, трезвого расчета и даже разумного экономического эгоизма. В этом контексте можно было бы привести совершенно объективные расчеты и прогнозы, которые показывают выгодность вступления Украины в ТС именно для простых граждан.

О том, насколько выгодна интеграция Украины в Таможенный союз, говорилось неоднократно. Напомню только некоторые прогнозы, связанные с этим шагом.
Останавливается падение промышленного производства и рост безработицы, сохраняются квалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места с официальной зарплатой. В торговле Украины с ЕС превалирует импорт готовых товаров. Украинские производители не могут на равных конкурировать с европейскими компаниями. Украинский экспорт в ЕС – это преимущественно сырье, полуфабрикат и продукция с низкой степенью обработки. В то же время на страны Таможенного союза приходится основная доля украинского экспорта товаров с высокой степенью переработки. Это продукция агропромышленного комплекса, машиностроения, авиации, производства двигателей, судостроения, энергетики. В целом, более 64% общего экспорта украинского машиностроения приходится на страны СНГ. А это – рабочие места, заработная плата, наполнение бюджета.
Только прямой выигрыш Украины от вступления в Таможенный союз может составить 6,5-9 млрд. долл. в год. Годовой прирост ВВП Украины от вступления в ТС оценивается в 1,5-2%.
Рост экспорта за счет снятия таможенных барьеров и ограничений на продукцию может составить 60%. Только увеличение объема экспорта в Российскую Федерацию оценивается в 4,6-8,8 миллиардов долларов за 3 года. Одна отмена российских защитных мер в отношении Украины приведет к увеличению украинского экспорта в РФ на $ 670 млн. в год.
Восстановление и расширение производственной кооперации позволит только на первых порах восстановить 166 тысяч рабочих мест, причем в основном – в высокотехнологических отраслях. Украина сможет приступить к возрождению таких отраслей как судо- и авиастроение, более активно выходить с их продукцией на внешние рынки.
Вхождение Украины в ТС поставит на повестку дня создание «зернового ОПЕК» – Украина сможет не только эффективно защитить свой внутренний рынок, но и влиять на цены на продовольствие в глобальном масштабе.
Украина получит совсем другие возможности для диалога с ВТО, особенно в нынешней ситуации. Когда Украина потребовала от ВТО разрешения на снижение ряда пошлин, что вызвало резкую и негативную реакцию США и ЕС. В случае присоединения к ТС ВТО будет вынуждено смириться с изменением таможенных правил, а если и нет – санкции со стороны ВТО будут Украине компенсированы.
Вступление в ТС означает для Украины привязку к новым центрам мировой экономики – странам БРИКС и ШОС. Именно, они, а не Европа и США, будут определять облик мировой экономики и политики в ближайшие десятилетия. Между тем, отношения между Украиной и Китаем развиваются неуверенно. Недавно китайская частная автомобильная корпорация «Джилли» заявила о переносе производства в Белоруссию, а китайский банк развития на миллиард гривен урезал сумму, которую предполагалось затратить на реконструкцию украинских ТЭС.

И напоследок рассмотрим главный вопрос для выживания отечественной экономики – цену на российский газ. Вступление Украины в ТС позволит пересмотреть газовые соглашения с Россией и существенно снизить цену закупаемого голубого топлива. Что это дает? Экономия Украины при оплате российской нефти и газа составит от 3 до 8 миллиардов (!) долларов ежегодно. Отмечу, кстати, что со вступлением в ТС потеряет свою актуальность вопрос транзита энергоносителей и трубопроводные системы вновь будут наполнены. А ведь только после запуска «Северного потока» украинская газотранспортная система потеряла около четверти транзита…Очевидные выгоды для Украины налицо:

1) Устраняется главная причина нарушения внешнеэкономического баланса. НБУ перестает тратить золотовалютные резервы на удержание гривны. Существенно уменьшаются риски неконтролируемой инфляции и девальвации.

2) Госбюджет экономит миллиарды гривен, шедшие на покрытие долгов «Нефтегаза». Эти средства можно использовать как для государственных инвестиций в стратегические сектора экономики, так и для финансирования новых «социальных инициатив».

Хочу акцентировать ваше внимание на том, что вступление Украины в Таможенный союз вовсе не означает отказ от сотрудничества с европейскими институтами. Более того, Украина, будучи членом Таможенного союза, сможет беспрепятственно развивать такие европейские ценности как обеспечение прав человека, утверждение демократии и верховенства права. Таким образом, ни о какой утрате возможностей для гуманитарного и культурного развития не может быть и речи. Ибо модель таможенного союза, как формы межгосударственной интеграции, не касается вопросов гуманитарной, социальной или культурной политики.

Граждане Украины должны отчетливо понимать, что вступление Украины в Таможенный союз не несет никаких политических последствий. Это – решение, продиктованное исключительно соображениями экономической выгоды.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Политическими аргументами в пользу членства Украины в Таможенном союзе являются:

Во–первых, сближение со странами бывшего СССР, что пользуется безусловной общественной поддержкой. Народ Украины ощущает историческую и ментальную близость с народами России, Белоруссии, Казахстана.

Во-вторых, следует помнить, что Таможенный союз, в отличие от Европейского, не ограничивает суверенитет Украины. Современный Европейский союз вследствие экономического кризиса постепенно движется к созданию некоего федеративного государства, в котором наибольшую выгоду имеют сильные и богатые страны Западной Европы. Основной тенденцией в Евросоюзе, ныне является как раз инициатива по передаче наднациональным органам все новых и новых полномочий с одновременным добровольным ограничением собственного суверенитета.

Основной аргумент противников интеграции в ТС состоит в том, что она, якобы, противоречит Конституции и законам Украины. В действительности легко убедиться, что в первом разделе Конституции никаких ограничений на вступление в межгосударственные союзы и объединения не содержится. Во всяком случае, конституционные нормы не мешают членству в ООН, СНГ, ВТО, подписанию многообразных межгосударственных соглашений, хотя их основное содержание – ограничение суверенитета Украины.

Поэтому присоединение Украины к ЕС действительно угрожает политическому суверенитету. Присоединение к ТС таких рисков не несет.

В-третьих, Таможенный союз не выдвигает никаких политических требований к Украине. Буквально на днях газета "Коммерсант” сообщила, что Евросоюз таки определился с требованиями, которые должна выполнить Украина, чтобы присоединиться к соглашению об ассоциации. Это так называемые «19 критериев» или «список Фюле». Самое важное в этом списке, на мой взгляд, то, что он не только не опубликован, но даже не был предоставлен министру иностранных дел Кожаре и главе профильного парламентского комитета Немыре.

И после этого нам будут говорить о демократии и прочих европейских ценностях? О какой «демократии» можно говорить, если сами требования ЕС не предоставляются не только украинской общественности, но и правительству, и оппозиции? Собственно, даже не важно, что именно написано в этом документе. Достаточно понимания того, что он засекречен. Наиболее же существенный момент – документы Таможенного Союза открыты, с ними может познакомиться любой желающий. В случае же с соглашение об ассоциации с ЕС от нас вскрывают не только текст самого соглашения, но и критерии, по которым будут судить, готовы ли мы это соглашение подписать…

В-четвертых, Таможенный союз не только не означает свертывания сотрудничества с Европой, но и открывает для Украины новые возможности для сотрудничества со странами ШОС и БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка). А это рынки с населением более 2,5 млрд. человек и наиболее динамично развивающиеся экономики мира, с которыми стремится сотрудничать тот же Евросоюз.

В-пятых, существует множество других факторов, в первую очередь – общее культурно-гуманитарное пространство, объединяющее нас со странами Таможенного союза. Например, у миллионов украинцев есть родственники и друзья, живущие в России, также как и у россиян в Украине. Миллионы украинцев работают в России. Бездумные игры в евроинтеграцию могут закончиться введением визового режима с Россией. Российская сторона уже заявляла об этом. В тоже время на страны ТС однозначно не будет распространяться визовый режим. Неизвестно получим ли мы безвизовый режим со странами ЕС, а вот получить визовый режим с Россией вполне можем.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ АССОЦИАЦИИ С ЕС

В своей пропаганде пути европейской интеграции его сторонники используют различные мифы для дезориентации людей. Нам часто приводят примеры Польши и Чехии, но есть и другие примеры. Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были одними из самых развитых в СССР. Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своем рода депрессивную зону. Одной из причин «разрушительных» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой. Это привело к ущемлению важных экономических и социальных составляющих в ущерб повышения внутренней конкурентоспособности, стимулирования национальных инвесторов, поддержки национального производителя и экспортера и т.д. Более подробно об этих последствиях можно прочитать в пресс-ките, который вам роздан.

Сторонники европейской интеграции умалчивают о том, что договор об ассоциации с ЕС является, прежде всего, масштабным торговым соглашением. Этот договор устанавливает свободный доступ европейских товаров и услуг, на украинский рынок, а украинских – на европейский. Но проблема заключается в том, что реально украинские производители не смогут поставлять свои товары на европейский рынок из-за технической отсталости и несоответствия стандартам ЕС. Таким образом, ассоциация с ЕС – это реальная угроза экономической независимости Украины. Нам расхваливают европейский вектор интеграции Украины, но почему, же тогда Европа просит у коммунистического Китая кредиты? Выходит, что нас зовут туда, где происходит коллапс идеологии и экономики. И что нам там делать? Быть в качестве дешевой рабочей силы, сырьевого придатка?

Из того, как Европа борется с кризисом и решает свои актуальные проблемы, Украина может и должна сделать четкие выводы.

Во-первых, если кто-то надеется, что в рамках ЕС Украина избежит проблемы диктата, пусть посмотрит на взаимоотношения Германии с другими, экономически более слабыми, членами сообщества. Особенно это касается Греции, жители которой называют нынешнюю Германию не иначе как «четвертым рейхом». Взаимоотношения между странами ЕС развенчивают миф о равенстве. Поэтому в ЕС Украина не будет равной среди равных. Кроме того растет недовольство ЕС и в странах участницах.

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что намерен инициировать референдум о пребывании Великобритании в составе ЕС. Позиция британского премьера вполне объяснима – в Великобритании растет число противников пребывания в ЕС и увеличивается популярность политических сил, ратующих за выход из ЕС. Не лишним будет напомнить евро-интеграторам, что скептические настроения относительно ЕС фиксируются не только в Великобритании, но и в странах Восточной Европы. Например, Польша решила повременить вводить евро. Падает доверие к Евросоюзу и в Чехии. Евросоюзу доверяет только 40 процентов чехов. На последних выборах в Греции почти 40% голосов получили левые партии – коалиция СИРИЗа (16,8%), ПАСОК (13,2%) и Компартия Греции (8,5%). Причем СИРИЗа и ККЕ негативно относятся к членству Греции в ЕС и НАТО.

Во-вторых, большое значение для принятия эффективных решений играет общность и «однокалиберность» проблем. Европа, ограбив полмира, ныне сыта, обута и одета, и поэтому озабочена преимущественно тем, какой формы должны быть яблоки или какой формы огурцы. У стран, входящих в ТС, как и в Украине, пока иные насущные проблемы, и поэтому Украине будет проще найти общий язык именно в экономическом сообществе этих государств.

В-третьих, на сегодняшний день и в ближайшей перспективе ЕС не видит и не хочет видеть Украину полноценным участником этого интеграционного объединения. Основная причина – кризисные процессы в самом ЕС. Экономики европейских государств падают. Кризис настиг Грецию, Португалию, Италию, Испанию. Экономика Франции показывает практически нулевые темпы роста. Угроза рецессии реально стоит перед Великобританией. Позитивная динамика лишь у Германии – 0,3%. Западный мир и нынешнюю капиталистическую систему в будущем ждут серьезные испытания.

В-четвертых, украинские «евроинтеграторы» не хотят видеть того, что реально выгоды от функционирования нынешнего ЕС имеют высокоразвитые страны, в первую очередь, Франция и Германия. Именно высокоразвитые страны, благодаря реализации либеральных принципов (свободное движение рабочей силы, товаров, капитала и услуг, отказ от протекционистской политики в защиту национальных экономик) имеют преимущества перед другими участниками союза.

Многие европейские государства (в частности, Польша) прекрасно это понимают, поэтому не торопятся вводить европейскую валюту – евро. Тем самым, сохраняют возможность защищать свой внутренний рынок.

В-пятых, важно также указать на негативные последствия перемещения трудовых ресурсов. Слаборазвитые страны Восточной Европы имеют «букет» проблем, вызванных эмиграцией трудоспособных граждан в более развитые государства. Как следствие, эти страны не могут рассчитывать на модернизацию своих предприятий и на внедрение инноваций. Отсюда и причина конфликтов с ЕС, когда интересы национальных государств входят в противоречие с принципами европейской интеграции. Как следствие – постоянные разговоры о том, что в нынешнем виде ЕС является нежизнеспособным и вероятен выход из еврозоны некоторых слабых государств. В результате многие страны бывшего социалистического лагеря, войдя в ЕС, окончательно закрепили свою технологическую и экономическую отсталость.

Подписав соглашение о создании всесторонней ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС, Украина окончательно утратит промышленный и научно-технический потенциал. Выиграют только те украинские финансово-промышленные олигархические группы, которые занимаются экспортом сырья. Интерес Европы к Украине – это получение доступа к рынку, сырью, ресурсам и украинским черноземам. А, в придачу Украина станет еще и местом складирования химических и токсических отходов ЕС.

СУДЬБУ СТРАНЫ ДОЛЖЕН РЕШАТЬ НАРОД

Сегодня политики узурпировали право говорить от имени народа. Кто решил, что украинский народ хочет интеграции в Евросоюз? И сегодня вопрос должен стоять не плоскости - вы против или за Таможенный союз? – а о выборе вектора интеграции страны. Мы знаем, что радетели за народ боятся референдума, отсюда поиск всевозможных предлогов не проводить его. Принятый и подписанный Президентом закон о референдуме наконец позволяет гражданам Украины выразить свою волю.

Мы считаем, что первым на референдум должен быть вынесен этот судьбоносный вопрос. Мы убеждены, что большинство граждан страны осознают, что именно евроазиатский вектор для Украины, в первую очередь Таможенный союз и договор ЕврАзЭС – единственный шанс спасти экономику нашей страны. Сейчас появился инструмент для выявления и законодательной реализации воли народа – закон о всеукраинском референдуме. В связи с этим КПУ инициирует сбор подписей, для проведения референдума по народной инициативе, о вступлении Украины в Таможенный союз и призывает все партии и общественные организации, разделяющие идеи интеграции на евразийском пространстве принять участие в организации такого референдума.
Просмотров: 666 | Добавил: kpu-lebedin | Теги: Сумський обком Компартії України, Володимир Даниленко, ЛКСМУ, Лебединська міська організація Комп | Рейтинг: 5.0/2